Пятница, 26 апреля

Рекомендации при работе в технике батик и аппликация

ЧТО ТАКОЕ АППЛИКАЦИЯ?

В декоративных композициях часто используют аппликацию – вид декоративно-прикладного искусства. Аппликация является одним из древнейших способов изображения путем соединения отдельных элементов с фоном. Само слово аппликация в переводе с латинского языка обозначает – прикладывание.

Рекомендации при работе в технике батик и аппликация

Аппликация – способ создания орнаментов, изображений путем нашивания или наклеивания на ткань, бумагу и т.п. разноцветных кусочков материи или бумаги, а также рисунок, созданный таким образом. Иными словами, аппликацией называют не только сам способ создания, но и изображение, рисунок, созданный таким образом. Она, как правило, предполагает плоскостное изображение, но с ее помощью могут быть декорированы и объемные изделия. Аппликацию использовали не только при создании панно, картин, но и при отделке одежды. Этот способ обработки ткани был очень популярен в эпоху Ренессанса и предназначался, прежде всего, для церковной одежды. Данный не устаревающий вид декоративно-прикладного искусства в разное время находит своих почитателей. Его используют при создании различных изделий при оформлении интерьера, но он по-прежнему популярен и в отделке одежды.

Для многих народов аппликация остается не только основным, но и актуальным в наши дни способом украшения одежды. Удивительные по своему изяществу орнаменты, выполненные аппликацией, можно встретить у народов Севера.

В изобразительном искусстве есть техника, которая по многим составляющим имеет много общего с аппликацией. Это – коллаж. Коллаж отличается от аппликации тем, что при его создании могут быть использованы материалы, отличающиеся по цвету, фактуре (веревка, бусы, дерево и т.д.).

У этих двух техник много общего, и иногда приемы коллажа (приклеивание веревки или жгута) используют в аппликации.

НЕМНОГО О ТКАНЯХ

Ткань – прекрасный материал для аппликации. Советуем использовать в работе ткани, полученные из натуральных текстильных волокон, а именно – ткани из хлопка, льна, шерсти. Выбирая материал для работы, следует узнать о его достоинствах и недостатках, чтобы не испытать затруднений при его использовании или, по крайней мере, суметь их избежать.

Хлопчатобумажные ткани прочные, они легко стираются и легко утюжатся, они просты в обработке. Эти ткани быстро поглощает влагу, а также быстро высыхают. Из хлопчатобумажных тканей легко шить, гак как они обладают малой осыпаемостью на срезах тканей. Именно это качество хлопчатобумажных тканей наиболее ценно для аппликации. Ткань не должна осыпаться на срезах, а если и осыпается, то совсем немного.

Используйте в работе ситец, сатин, репс, чесучу, мадаполам, батист. Льняные ткани по сравнению с хлопчатобумажными бывают значительно толще и утюжатся, как правило, труднее, чем хлопчатобумажные. Именно по этой причине работа с ними доставит вам небольшие трудности.

Кроме того, льняная ткань, в отличие от хлопчатобумажных тканей, обладает большой осыпаемостью на срезах, и поэтому ее лучше использовать при аппликации для создания фона или для вырезания из нее деталей, но с последующей обработкой срезов. Это не значит, что ее надо как можно реже использовать в работе или вообще отказаться от применения. Льняные ткани бывают очень красивы, и вам непременно захочется использовать их в своих композициях. По своим ценным качествам льняные ткани не уступают хлопчатобумажным.

Льняные ткани очень прочны и долговечны. Они хорошо впитывают влагу, которая также быстро и испаряется с их поверхности.

Создавая аппликацию, вам предстоит работать с тканью, на которую нанесен рисунок (напечатан), и поэтому немаловажным условием применения такой ткани будет являться прочность окраски. Чтобы узнать о прочности окраски, непосредственно перед работой подержите небольшой лоскут ткани в теплой воде, а затем отутюжьте его во влажном состоянии через проутюжильник (марлю или белую тонкую ткань). Если на проутюжилышке останутся цветные пятна, то вам следует отказаться от такой ткани.

Испытайте ткань и при помощи клея ПВА. Про­мажьте одну сторону ткани клеем и, приложив образец к другой ткани, убедитесь, что прочность окраски осталась такой же.

Из шерстяных тканей в аппликации используют, как правило, драп и сукно.

Драп – тяжелая, плотная ткань, и ее лучше использовать как основу.

Сукно – шерстяная ткань значительно легче драпа. Тот и другой материал обладают прекрасным качеством для создания аппликации: они не осыпаются на срезах, хорошо переносят влажно-тепловую обработку.

Итак, можно сделать следующий вывод: качество работы в технике аппликации зависит от хорошей и прочной окраски, малой осыпа­емости на срезах (для всех без исключения тканей) и красивого орнаментального решения у хлопчатобумажных и льняных тканей.

Ткань, на которой создается узелковая роспись, должна обладать следующими свойствами:

  • хорошо впитывать влагу;
  • хорошо утюжиться;
  • быть достаточно тонкой и прочной;
  • быть однотонной и не иметь насыщенный цвет.

Чем бледнее окрашенная ткань, тем лучше. Все эти качества присущи хлопчатобумажным тканям. Рекомендуем использовать для создания узелковой росписи: батист, бязь, мадаполам.

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Для работы в технике аппликации вам потребуются следующие инструменты и приспособления: ножницы, утюг, линейка, пробойник, деревянная доска. При создании аппликации с использованием ручных швов требуется ручная игла.
Для соединения аппликации при помощи машинных швов нужна швейная машина.

Материалы, которые понадобятся при создании клеевой аппликации:

  • картон
  • калька
  • клей ПВА
  • клей «Момент»
  • водоэмульсионная краска или «Штрих»
  • краска-спрей для покрытия поверхности декорируемого предмета
  • бисер
  • бусинки
  • швейные нитки
  • шнур
  • крахмал

Для создания узелковой росписи потребуются следующие инструменты, приспособления и материалы:

  • прочные х/б нитки №10 любого цвета
  • краситель для х/б тканей
  • стеклянная или пластмассовая емкость для красящего раствора
  • кастрюля
  • щипцы для крашения ткани
  • резиновые перчатки
  • полиэтиленовая пленка
  • утюг

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

Качество работы с лоскутным материалом (именно из него вам предстоит вырезать детали для аппликации) и время, затраченное на работу по составлению композиции аппликации, зависят в первую очередь от правильной организации рабочего места.

  • Рабочее место должно находиться в наиболее освещенном месте вашей квартиры. Лучше, если вы расположитесь недалеко от окна, свет из которого при этом будет падать на рабочую поверхность стола прямо или слева.
  • Рабочим местом может быть стол с выдвижными ящичками для хранения материалов. В ящиках стола удобно хранить рабочие коробки с необходимым материалом для работы, инструменты и приспособления. Если рабочий стол не имеет выдвижных ящичков, то необходимо найти место для хранения рабочих коробок.
  • Справа от стола необходимо поместить гладильную доску с местом для утюга. Как организовать свою работу при создании аппликации
  • Перед работой проверьте исправность инструментов и приспособлений.
  • Убедитесь, что все необходимые материалы для работы приготовлены.
  • Не допускайте нахождения ненужных предметов на рабочем столе, так как это будет лишь отвлекать вас от работы и помешает найти необходимые в данное время детали.
  • Перед началом работы помните всегда о правилах безопасности.
  • Приступая к работе, внимательно прочитайте все рекомендации, которые помогут вам грамотно выполнить изделие.
  • Закончив работу, уберите свое рабочее место, а инструменты и материалы поместите в рабочие коробки.

Организация работы по созданию узелковой росписи и условия работы над ней будут значительно отличаться от работы по созданию аппликации. Все необходимое для росписи нужно хранить отдельно от материалов и инструментов, которые требуются для аппликации.

На первом подготовительном этапе к работе по росписи не требуется особых условий. Вы можете сидеть за обычным столом.

Второй этап – подготовка красящего раствора – уже потребует наличия плиты, и поэтому следует помнить о правилах безопасной работы.

Третий этап также будет проводиться на кухне, так как для крашения или создания узелковой росписи необходима газовая или электрическая плита.

Четвертый и пятый этапы работы сопряжены с использованием гладильной доски и швейной машины. Здесь вам пригодятся правила работы, которые были учтены при создании аппликации.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ АППЛИКАЦИИ

Создавать аппликацию на ткани можно различными способами. Наиболее доступный – клеевой способ аппликации на плоскости.

Советуем работу по изготовлению аппликации проводить в следующей последовательности:

  • подбор ткани по цвету;
  • создание эскиза и определение параметров изделия;
  • подготовка ткани к аппликации;
  • подготовка основы для аппликации;
  • составление композиции из деталей в соответствии с эскизом;
  • наклеивание вырезанных деталей на подготовленную поверхность;
  • создание дополнительных эффектов, оформление аппликации.

Подбор ткани по цвету

Подберите лоскуты ткани с орнаментом и однотонные ткани, гармонирующие по цвету с цветовой гаммой орнаментальных лоскутов.

Цветовую гамму подбирайте с учетом целевого назначения будущей аппликации. Если вы хотите сделать аппликацию для оформления интерьера своей квартиры, то определите цветовую гамму изделия, ориентируясь на цветовое решение помещения, в котором будет размещено панно. Если будущее изделие предназначено в подарок, то тоже подумайте и решите, какая цветовая гамма будет наиболее оптимальна.

Создание эскиза и определение параметров изделия

Создайте эскизы аппликации в уменьшенном масштабе, ориентируясь при этом на орнамент и цветовую гамму подобранных лоскутов. Выберите из всех вариантов один, который кажется наиболее подходящим.

Определите параметры изделия, учитывая площадь, на которой оно будет размещено.

Создайте эскиз в натуральную величину, пользуясь при этом только карандашом.

Если размеры будущего изделия больше альбомно­го листа, то советуем сделать эскиз в масштабе.

Подготовка ткани для аппликации

Подготовьте ткань для аппликации (накрахмальте, высушите, отутюжьте).

Вырежьте из подготовленной ткани элементы орнамента.

Подготовка основы для аппликации

Подготовьте основу из картона с учетом размеров будущего изделия. Для этого наметьте карандашом параметры основы, а затем вырежьте по намеченным линиям.

Наложите картонную деталь на ткань, предназначенную для фона, обведите ее контуры портновским мелком. Так как аппликацию, как правило, оформляют в рамку, то деталь из ткани следует вырезать с припусками, которые затем будут подогнуты за края основы и заклеены. Припуски допустимы не менее 2,0 см.

По краю основы из картона намажьте клеем ПВА и наложите изнаночной стороной вырезанную ткань (фон аппликации).

Составление композиции из деталей по эскизу

На подготовленную таким образом основу наложите вырезанные детали из орнаментальной ткани и составьте композицию в соответствии с эскизом. Определите на основе точное местоположение орнаментальных блоков и наметьте их уточненные границы при помощи портновского мелка. Это следует сделать, чтобы в процессе работы при смещении элементов орнамента можно было без труда восстановить их на прежнем месте.

Аппликация на ткани

Наклейте вырезанные детали орнамента или орнаментальные блоки на основу в соответствии с эскизом.

Создание дополнительных эффектов

При помощи фломастеров оттените некоторые участки работы или кисточкой и акварельными красками дорисуйте элементы (если это требуется по замыслу).

Гуашью или «штрихом» (если это тоже задумано как один из художественных приемов) нанесите по контуру или внутри орнаментальных блоков небольшие точки, которые сделают композицию еще более красочной и яркой.

Оформление аппликации

Оформите аппликацию в рамку. Существует аппликация, при которой соединение деталей с основой происходит без клея, при помощи целлофановой пленки и разогретого утюга. Она называется термоаппликацией.

«Классическую» аппликацию можно создать либо ручными стежками, либо при помощи швейной машины.
Аппликацию можно выполнить не только на плоскости, но и на объемных формах. С этим вы столкнетесь при оформлении различных баночек, коробочек и т.п.

Любая работа требует творческого вдохновения и индивидуального подхода. Данный план работы – одни из вариантов решения задачи по изготовлению аппликации. Вы можете найти свой путь.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ УЗЕЛКОВОЙ РОСПИСИ

Для создания батика понадобится хлопчатобумажная ткань, можно использовать шелк и даже шерсть, но наиболее доступной и подходящей по своим свойствам все-таки считается хлопчатобумажная ткань.

Ткань необходимо взять однотонную и желательно не плотную. Легче работать с батистом. Эта тонкая хлопчатобумажная ткань позволит создать красивые и сложные рисунки.

Советуем использовать х/б нитки №10 или №20, но не тоньше. Можно использовать различные веревки, с помощью которых можно создать необычный рисунок на ткани.

Для крашения используйте краситель для х/б тканей.

Занимаясь узелковым батиком, всегда помните о правилах безопасности при этой работе.

  • Не ставьте емкости с красящим раствором на край стола.
  • Пользуйтесь посудой с устойчивым дном.
  • Используйте для работы полиэтиленовую пленку или клеенку.
  • Работайте при крашении в резиновых перчатках.
  • Осторожно завязывайте узелки, чтобы не пора­нить руку.

СПОСОБЫ ЗАВЯЗЫВАНИЯ УЗЛОВ И СОЗДАНИЯ БАТИКА

Первый способ

Возьмите х/б ткань размером 20,0 см х 20,0 см.

  • Найдите на этом лоскуте середину
  • Сожмите ткань двумя пальцами и обмотайте ее катушечной ниткой, отступя от середины на 5,0-6,0 см (рис. 1).

Рекомендации при работе в технике батик и аппликация
Рисунок 1.

  • Заложите на этой заготовке частые складки.
  • Не обрывая нить, продолжайте плотно обматывать заготовку.

Сделать это можно следующим образом: обматывайте ниткой заготовку, при этом как бы постепенно спускаясь вниз и отступя от первой плотной обмотки, 3,0 или 4,0 см. Сделайте еще такую же плотную фиксацию. После этого снова «спускайтесь» вниз на 5,0 или 6,0 см и сделайте еще одну плотную обмотку (рис. 2).

Рекомендации при работе в технике батик и аппликация
Рисунок 2.

Используя этот способ перевязывания заготовки, можно сделать различные образцы росписи. Можно обвязать заготовку, отступив всего 1,0 см от ее верха, и тогда при крашении центр росписи будет с диаметром в 1,0 см. Если опустить при крашении всю заготовку, то будет окрашен центр заготовки. Можно оставить центр неокрашенным, и для этого необходимо опускать заготовку до определенного уровня.

Второй способ

При работе над батиком будет создан рисунок, напоминающий расходящиеся от центра лучи.

  • Возьмите лоскут ткани размером 30,0 см х 30,0 см.
  • Сложите ткань пополам (рис. 3).

Рекомендации при работе в технике батик и аппликация
Рисунок 3.

  • Найдите на сгибе середину (рис. 4).

Рекомендации при работе в технике батик и аппликация
Рисунок 4.

  • На трех сторонах этой заготовки сделайте карандашом засечки на расстоянии 2,0 см друг от друга. Проведите от середины тонкие карандашные линии до этих засечек (рис. 5).

Рекомендации при работе в технике батик и аппликация
Рисунок 5.

  • Заплиссируйте ткань, складывая заготовку гармошкой (рис. 6)

Рекомендации при работе в технике батик и аппликация
Рисунок 6.

  • Обмотайте плотно эту заготовку в нескольких местах (рис. 7)

Рекомендации при работе в технике батик и аппликация
Рисунок 7.

Третий способ

  • Возьмите ткань размером 20,0 см х 40,0 см.
  • Сложите ее пополам вдоль (рис. 8 )

Рекомендации при работе в технике батик и аппликация
Рисунок 8.

  • Разделите верхнюю и нижнюю стороны этой за­готовки на равные части и отметьте карандашом.
  • Соедините полученные точки тонкими карандаш­ными линиями (рис. 9).

Рекомендации при работе в технике батик и аппликация
Рисунок 9.

  • Заплиссируйте, а уголки на верхнем сгибе загни­те внутрь (рис. 9)
  • Обмотайте заготовку (рис. 10)

Рекомендации при работе в технике батик и аппликация
Рисунок 10.

ОКРАШИВАНИЕ

После завязывания узелков на ткани ее следует окрасить. Для этого потребуются следующие материалы, инструменты:

  • краситель в пакетиках для окрашивания х/б тканей и приспособления;
  • стеклянная емкость (банка);
  • кастрюля объемом не менее 3,0 литров;
  • резиновые перчатки;
  • деревянные щипцы;
  • деревянная палочка;
  • полиэтиленовая пленка или клеенка;
  • кусок марли;
  • утюг;
  • таз объемом не менее 5,0 литров.

Крашение проводите в определенном порядке.

  • Разведите в горячей воде краситель. Используйте для этого стеклянную банку.
  • Процедите раствор краски через вдвое сложенную марлю непосредственно в кастрюлю, в которой и будет в дальнейшем проводиться само крашение.
  • Доведите полученный красящий раствор до 1,5 или 2 литров воды. Необходимо это сделать для того, чтобы при крашении ткань полностью была покрыта красящим раствором.
  • Нагрейте красящий раствор до 40 или 45 градусов. Опустите в него заготовку (подготовленную соответствующим образом ткань). Если по замыслу для создания росписи по первому способу потребуется неокрашенная часть в центре, то следует не опускать всю заготовку в красящий раствор, а подвесить ее на деревянной палке (рис. 11).

Рекомендации при работе в технике батик и аппликация
Рисунок 11.

  • Красить заготовку следует в течение 20-30 минут, доводя раствор до кипения, а затем уменьшить огонь и продолжать кипятить на маленьком огне еще 20 минут.
  • При помощи деревянных щипцов вытащите из кипящего раствора заготовку на целлофан или клеенку, дав сначала краске стечь.
  • Добавьте в красящий раствор 2 столовые ложки поваренной соли и снова опустите заготовку в раствор. Подержите в кипящем растворе еще 30 минут.
  • Выключите газ (лучше проводить крашение на газовой плите, так как на ней легче регулировать температуру кипения воды) и не вытаскивайте заготовку, пока раствор не остынет до 60 градусов.
  • Прополощите заготовку сначала в теплой, а затем в холодной воде.
  • Развяжите всю обмотку заготовки и прополощите еще один раз, добавив в воду уксус из расчета 1-2 столовые ложки на 5 литров воды.
  • Погладьте окрашенную ткань в слегка влажном состоянии. На полностью высушенной ткани почти невозможно удалить замины и складки.

ЧТО НУЖНО УЧИТЫВАТЬ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ?

  • Не используйте в работе нитки или веревки из искусственных волокон. Они легко пропускают краску и, естественно, не защитят необходимые участки ткани от краски.
  • Имейте в виду, что чем слабее вы будете перевязывать сложенную ткань, тем больше краски проникнет в нее.
  • Если вы создаете роспись по второму или по третьему способу, то следует все заложенные складки проглаживать горячим утюгом. Только в этом случае получится четкий рисунок в виде расходящихся лучей (второй способ) или ряда повторяющихся элементов вдоль заготовки (третий способ).
  • Если вы в процессе завязывания заготовки захотите изменить направление складок или завернуть их как-то по-особенному, советуем данные изменения зарисовать. Это нужно сделать для того, чтобы понравившийся рисунок повторить в следующий раз. Правда, несмотря даже на это предупреждение, повторить рисунок очень сложно.
  • Учтите, даже переплетение нитей в ткани может повлиять на рисунок узелковой росписи. Ткань должна быть тонкой, с плотным переплетением нитей. В этом случае узелковая роспись получится с четким рисунком (если, правда, вы не проигнорировали вышесказанное).

ЧТО НУЖНО УЧИТЫВАТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПРИ КРАШЕНИИ ЗАГОТОВКИ?

  • Применяйте краситель, соответствующий волокнистому составу материала. Если ткань хлопчатобумажная, то и краситель дол­жен быть для крашения х/б тканей.
  • Заготовка при крашении должна свободно плавать в красящем растворе. Для этого пользуйтесь посудой с достаточным объемом.
  • Вынимая из красящего раствора заготовку, пользуйтесь деревянными щипцами и резиновыми перчатками.
  • Полощите заготовку в тазике с большим количеством воды. Выливайте воду осторожно, так как вода с остатками красящего раствора может испачкать эмаль ванны. Если это все-таки случилось, то постарайтесь как можно быстрее удалить пятна чистящим средством.
  • Развязывайте нити на заготовке осторожно (пользуйтесь резиновыми перчатками).

ЧТО НУЖНО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ОТУТЮЖИВАНИИ ИЗДЕЛИЯ С УЗЕЛКОВОЙ РОСПИСЬЮ?

Нельзя отутюживать изделие мокрым или сухим. Оно должно находиться во влажном состоянии. Утюжьте через проутюжильник (марлю или тонкую ткань белого цвета).

Окончательная обработка салфеток заключается в следующем: по всем срезам надо пройтись зигзаго­образной строчкой или создать бахрому, выдернув по всем сторонам салфетки нитки.

Вы можете использовать тот же краситель и ту же ткань, но перевязывать в одном случае туже и чаще, а в другом не так сильно ее стягивать и оставлять большее расстояние между узлами. В результате вас ждут различные эффекты узелковой росписи.