В отношении коллективного товарного знака — особенности регистрации, применимые к отдельным знакам: общие условия защиты, срок действия правовой защиты, методы защиты и т. Д. Особенности правового института описаны в статьях 1510 и 1511 Гражданского кодекса. Российской Федерации. Даже без ссылки на текст этих стандартов и только на основе лексического анализа термина «коллективный знак» можно прийти к выводу, что это обозначение, которое имеют право использовать несколько субъектов.
Изучение норм гражданского права позволяет выявить ряд специфических особенностей, характерных для коллективных знаков:
1. Обозначение может быть введено только объединением лиц.
Интересно, что правовые нормы не предусматривают необходимость статуса юридического лица ассоциации, и поэтому регистрация коллективных товарных знаков допустима в отношении ассоциаций лиц без статуса юридического лица. Несмотря на то, что это имя могут использовать все члены клуба, правообладателем является исключительно он. Именно ассоциация имеет право защищать коллективный знак от незаконного использования третьими лицами и обращаться в судебные органы для предотвращения противоправных действий. Помимо прочего, на ассоциацию возложена функция контроля за соблюдением показателей качества причастными к товарам.
2. Этот символ используется для обозначения товаров, которые производятся или продаются только людьми, принадлежащими к этой ассоциации.
В дополнение к этому положению, законодательный орган ограничил возможность продажи коллективного знака, указав на невозможность продажи или предоставления права использования в рамках лицензионного соглашения.
3. Товары, для индивидуализации которых используется коллективный знак, должны иметь единые качественные характеристики или другие общие характеристики.
В этом случае прямая ссылка на необходимость соблюдения показателей качества продукции подчеркивает важность бренда как гарантии качества продукции. Тогда как индивидуальные обозначения служат в первую очередь для индивидуализации товаров. Возможно, по этой причине отсутствует возможность передачи прав в рамках лицензионных соглашений: таким образом законодательный орган ограничивает круг производителей и обеспечивает контроль за качеством выпускаемой продукции.
Примером коллективного бренда может служить название, используемое для персонализации сети общественного питания «Чайхона №1». Правообладателем наименования, зарегистрированного применительно к 41 и 43 классам МКТУ (в частности, дискотеки, ночные клубы, кафе, закусочные и т. Д.), Является Чайхона No. ООО «Сеть ресторанов». В свидетельстве (№ 690343) указано, что знак имеет статус коллективного знака, а в графе «Сведения о лицах, имеющих право использовать коллективный знак» указано 52 юридических лица, обладающих таким правом. Публикация сертификата также содержит отрывок из устава, который содержит требования к учреждениям и сотрудникам, для которых планируется использование знака:
«Оформление помещения должно быть выполнено в« восточном стиле », помещение должно быть оборудовано удобной мягкой мебелью, которая приятна для длительного пребывания посетителя в ресторане.
Освещение ресторана должно быть в мягких, теплых и уютных светлых тонах, способствующих приятному времяпрепровождению.
Единый дизайн анкеты сотрудника с логотипом «Чайхона №1».
Обязательное использование единого меню, утвержденного ассоциацией, общее количество собственных блюд не должно превышать 10% от общего количества.
Единые показатели качества приготовления и подачи блюд.
Единая программа обучения сотрудников по утвержденной ассоциацией методике.
Единое музыкальное сопровождение в стиле «лаунж».
Все рестораны сети обязаны организовывать развлекательные и развлекательные мероприятия в виде концертов известных артистов, а также мастер-классов по приготовлению блюд традиционной «восточной» кухни и детских праздников.