Суббота, 7 декабря

Монтаж архитектурных деталей и элементов зданий и сооружений на большой высоте краном

Монтаж архитектурных деталей и элементов зданий и сооружений на большой высоте краном

Богат и разнообразен архитектурный облик Санкт-Петербурга: многие тысячи зданий и сооружений представляют разные архитектурные направления и стили. Свыше тысячи памятников культуры взято под охрану государства. Богатое архитектурное наследие требует к себе бережного отношения, выраженное в своевременном проведении текущих и плановых ремонтов.

Отдельно можно выделить ремонт и содержание частей зданий и сооружений, расположенных на сравнительно большой высоте: 50-100 м и выше. Это, к примеру, кресты и луковицы церквей, статуи и знаки, расположенные по верху колонн и стел, и другие художественные сооружения, украшающие здания, купола и шпили в городе, которые необходимо золотить, реставрировать, исправлять и красить.

Все эти элементы в процессе реставрационных работ отделяются от основного сооружения, опускаются на землю и после реставрации монтируются на прежнее место. Традиционно, на месте реставрации выставляются строительные леса и с них ведутся все работы. Дело это трудоёмкое, продолжительное и дорогое, так как строители применяют конструкции лесов зарубежных фирм. Конструирование и монтаж лесов на объекте требует большой осторожности, так как здания и сооружения, на которые они монтируются, имеют большой срок эксплуатации. За счет лесов увеличивается их парусность при ветровой нагрузке, и от этого возможны повреждения основных конструкций.

Иногда для демонтажа и монтажа архитектурных элементов используются вертолеты. Работа на высоте при помощи вертолета требует от пилота сочетания высочайшего летного мастерства и профессиональных навыков машиниста крана, стопроцентной надежности техники и высокого качества топлива, а также хорошей погоды и отсутствия малоизученных вихревых потоков, что связано с аэродинамикой летательного аппарата. Достичь всего этого одновременно трудно.

Метод высотного монтажа архитектурных элементов зданий и сооружений в исторической части Санкт-Петербурга с помощью кранов предлагается как альтернатива монтажу архитектурных элементов с использованием вертолета. Этот метод почерпнут из опыта строительства зданий и сооружений, который автор приобрел, работая многие годы в строительных управлениях Стройтреста 35 "Ижорстрой" Главзапстроя.

Монтаж архитектурных деталей и элементов зданий и сооружений на большой высоте краном

Так в 1973 г. при реконструкции Павловского завода на Неве краном СКГ-25 был осуществлен монтаж бака водонапорной башни, полностью экипированного и утепленного на земле. Монтаж был выполнен на грани возможностей крана.

В 1980 г. По предложению автора силами треста "Севзапстальконструкция" был произведен монтаж металлических конструкций кузнечно-прессового цеха, имеющего высоту 40 м, на Производственном объединении "Ижорские заводы" при неполной обратной засыпке фундаментов. Обычно, монтаж конструкций такого цеха ведется с нулевой отметки после полной засыпки котлована. В нашем случае монтаж производился с отметки минус 4 м.

Для работ использовался отечественный кран СКГ-100 грузоподъемностью 100 тонн. Это позволило без перерыва, сразу после монтажа металлоконструкций, без выполнения земляных работ произвести строительство фундаментов под нагреватели печи и оборудование. В результате были сэкономлены средства по земляным работам и сокращены сроки строительства.

При работе с кранами на большой высоте в качестве монтажников-верхолазов следует использовать альпинистов, обученных строительным и реставрационным специальностям. Опыт использования кранов при работах на большой высоте в промышленном строительстве позволил применить его при реставрационных работах на церкви. Весной 1986 г. по проекту автора краном с телескопической стрелкой был осуществлен монтаж креста и луковицы после реставрации на купол северо-восточной угловой церкви в ансамбле Смольного монастыря.

Высотная отметка верха креста — 46 м. Монтаж был произведен при помощи автомобильного крана с телескопической стрелой, оснащенной гуськом немецкой фирмы "Fann"; высота подъема крюка составила 56 м. Работы по закреплению креста и луковицы на главе церкви выполнялись бригадой монтажников-верхолазов. Непосредственно в монтаже приняли участие заслуженный альпинист Борзов Юрий Вячеславович -"Снежный барс" и его брат Борзов Владимир Вячеславович.

До монтажа крест и луковица с помощью съемной оснастки были сблокированы в единую конструкцию. После её закрепления на железном штыре на куполе церкви оснастка была снята и опущена на землю. При контроле вертикальной конструкции выяснилось, что крест имеет отклонение от вертикального положения. Причиной этого стала неудачная попытка установки сблокированного креста и луковицы с вертолета. При заходе вертолета к месту монтажа и произошел удар сблокированной конструкции по железному штырю на куполе церкви. Крен креста был исправлен, и в настоящее время купол северо-восточной угловой церкви в ансамбле Смольного монастыря украшает отреставрированный крест и луковица, радующие граждан сиянием обновленной позолоты.

Фото с портала: http://www.visit-saint-petersburg.ru

В ХХI веке монтаж краном крестов на церкви по России стал повсеместным. Из наиболее значительных работ следует отметить монтаж креста краном на купол Морского собора в Кронштадте. Высота Собора с крестом — 70,6 м. Крест смонтирован при помощи крана после неудачной попытки монтажа креста на купол Собора с помощью вертолета. Но монтаж краном креста и луковицы на купол церкви в ансамбле Смольного собора был первым в Санкт-Петербурге.

Источник