Задвижка один из наиболее востребованных типов запорной трубопроводной арматуры. Принцип работы основан на вертикальном перемещении запирающего элемента для полного отсекания потока рабочей среды. Широко используется на всех типах транспортного и промышленного трубопровода, в системе ЖКХ, ТЭЦ, котельных, тепловых пунктах, где присутствует высокая температура рабочего потока и стабильно высокое давление среды.
Конструктивные особенности
Данный тип трубопроводной арматуры не предназначен для регулирования расхода, запорный узел может находиться в одном из двух рабочих положений: открыто-закрыто. По типу прохода оборудование классифицируется:
- Неполнопроходное. Проходное сечение уже, чем диаметр магистрали (допустимое отклонение до 10%). Используются на трубопроводе, где для управления арматурой требуется обеспечить минимальное количество крутящего момента.
- Полнопроходное. Диаметр магистрали соответствует диаметру проходного сечения оборудования.
По типу работу шпинделя задвижки могут быть с вращаемым (выдвижным) и невыдвижным элементом. Управление арматурой возможно вручную, с помощью редуктора, через пневмо или электропривод.
Классификация по конструктивному типу запорного элемента:
- клиновые;
- шиберные;
- шланговые;
- параллельные.
Независимо от конструкции запорного органа, хода штока, задвижка состоит из главных элементов.
- Корпус. Изготавливается из серого, высокопрочного чугуна, углеродистой стали.
- Затвор. При работе с агрессивными средами используется сталь оцинкованная методом гальванизации.
- Седла.
- Шток.
- Шпиндель.
- Уплотнительная камера, чаще всего сальниковая.
- Штурвал (вентиль) управления.
По типу монтажа на трубопровод предусмотрены все типы установки:
- Муфтовое присоединение;
- Крепление на фланцы; Используется на магистралях диаметра от 150 мм. при давлении рабочего потока от 15 бар.
- Резьбовое;
- Сварное. Для усиления параметров безопасности применяется сваривание узла на магистралях от 1500 мм. диаметра при первичном муфтовом монтаже или креплении на фланцы.
Конструктивные особенности клиновой задвижки
Наиболее часто для промышленных магистралей и инженерных сетей ЖКХ используется задвижка чугунная фланцевая с обрезиненным клином. Задвижка клиновая имеет конструктивные особенности запорного элемента.
- Седла располагаются под углом.
- Затвор изготавливается в виде клина (двухдисковый клин, жесткий или упругий) в зависимости от рабочей среды и сферы применения.
Задвижка клиновая обеспечивает высокую герметичность отсекания потока, используется на магистралях с высоким рабочим давлением (от 14 бар).
Для обеспечения малого износа комплектующих при работе с агрессивными потоками задвижка стальная проходит оцинковку внутренних деталей.
Достоинства и преимущества арматуры.
Вне зависимости от конструктивного типа задвижка имеет большой срок эксплуатации от 10 лет и не требует технического контроля.
Если арматура комплектуется электроприводом, производится штатный осмотр оборудования 1 раз в 15 дней.
К достоинствам относят:
- Простая конструкция позволяет проводить ремонт арматуры без полного демонтажа.
- Минимальная строительная длина.
- Оборудование рассчитано на рабочую среду температурой до 520о С. В качестве среды используется: нефть, пар, вода, кислотно-щелочные отсевы химического производства.
- Монтаж на трубопровод диаметром от 15 до 2000 мм.
- Небольшое (в неполнопроходных) и отсутствие (в полнопроходных) гидросопротивления.
- Адекватная цена.
К недостаткам запорной арматуры можно отнести большую строительную высоту (задвижка шиберная с выдвижным штоком и редуктором), полное отсекание рабочего потока занимает максимальное время, даже если арматура управляется электроприводом.