Вторник, 10 декабря

Задвижка

Задвижка

Задвижка один из наиболее востребованных типов запорной трубопроводной арматуры. Принцип работы основан на вертикальном перемещении запирающего элемента для полного отсекания потока рабочей среды. Широко используется на всех типах транспортного и промышленного трубопровода, в системе ЖКХ, ТЭЦ, котельных, тепловых пунктах, где присутствует высокая температура рабочего потока и стабильно высокое давление среды.

Конструктивные особенности

Данный тип трубопроводной арматуры не предназначен для регулирования расхода, запорный узел может находиться в одном из двух рабочих положений: открыто-закрыто. По типу прохода оборудование классифицируется:

  1. Неполнопроходное. Проходное сечение уже, чем диаметр магистрали (допустимое отклонение до 10%). Используются на трубопроводе, где для управления арматурой требуется обеспечить минимальное количество крутящего момента.
  2. Полнопроходное. Диаметр магистрали соответствует диаметру проходного сечения оборудования.

По типу работу шпинделя задвижки могут быть с вращаемым (выдвижным) и невыдвижным элементом. Управление арматурой возможно вручную, с помощью редуктора, через пневмо или электропривод.

Классификация по конструктивному типу запорного элемента:

  • клиновые;
  • шиберные;
  • шланговые;
  • параллельные.

Независимо от конструкции запорного органа, хода штока, задвижка состоит из главных элементов.

  1. Корпус. Изготавливается из серого, высокопрочного чугуна, углеродистой стали.
  2. Затвор. При работе с агрессивными средами используется сталь оцинкованная методом гальванизации.
  3. Седла.
  4. Шток.
  5. Шпиндель.
  6. Уплотнительная камера, чаще всего сальниковая.
  7. Штурвал (вентиль) управления.

По типу монтажа на трубопровод предусмотрены все типы установки:

  1. Муфтовое присоединение;
  2. Крепление на фланцы; Используется на магистралях диаметра от 150 мм. при давлении рабочего потока от 15 бар.
  3. Резьбовое;
  4. Сварное. Для усиления параметров безопасности применяется сваривание узла на магистралях от 1500 мм. диаметра при первичном муфтовом монтаже или креплении на фланцы.

Конструктивные особенности клиновой задвижки

Наиболее часто для промышленных магистралей и инженерных сетей ЖКХ используется задвижка чугунная фланцевая с обрезиненным клином. Задвижка клиновая имеет конструктивные особенности запорного элемента.

  1. Седла располагаются под углом.
  2. Затвор изготавливается в виде клина (двухдисковый клин, жесткий или упругий) в зависимости от рабочей среды и сферы применения.

Задвижка клиновая обеспечивает высокую герметичность отсекания потока, используется на магистралях с высоким рабочим давлением (от 14 бар).

Для обеспечения малого износа комплектующих при работе с агрессивными потоками задвижка стальная проходит оцинковку внутренних деталей.

Достоинства и преимущества арматуры.

Вне зависимости от конструктивного типа задвижка имеет большой срок эксплуатации от 10 лет и не требует технического контроля.

Если арматура комплектуется электроприводом, производится штатный осмотр оборудования 1 раз в 15 дней.

К достоинствам относят:

  1. Простая конструкция позволяет проводить ремонт арматуры без полного демонтажа.
  2. Минимальная строительная длина.
  3. Оборудование рассчитано на рабочую среду температурой до 520о С. В качестве среды используется: нефть, пар, вода, кислотно-щелочные отсевы химического производства.
  4. Монтаж на трубопровод диаметром от 15 до 2000 мм.
  5. Небольшое (в неполнопроходных) и отсутствие (в полнопроходных) гидросопротивления.
  6. Адекватная цена.

К недостаткам запорной арматуры можно отнести большую строительную высоту (задвижка шиберная с выдвижным штоком и редуктором), полное отсекание рабочего потока занимает максимальное время, даже если арматура управляется электроприводом.